Новости

10.11.2005|17:32

СЕГОДНЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 135 ЛЕТ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ МАХАЧКАЛИНСКОГО МОРСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТА, РАСПОЛОЖЕННОГО В ЗОНЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Махачкалинский морской торговый порт расположен на западном Российском побережье Каспийского моря в республике Дагестан и является единственным незамерзающим портом России на Каспии, который занимается перевозкой генеральных, минерально-строительных и наливных грузов. Работает круглогодично без ледокольной проводки, связан железнодорожными магистралями со всей территорией Российской Федерации и осуществляет полномасштабные транспортные перевозки во всех направлениях. К территории порта непосредственно примыкают главные пути Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги. Строить город у подножья горы Анджи-Арка распорядился Петр-1 в 1722 году во время своего Персидского похода. Одной из основных целей царя Петра была открыть сквозной торговый путь от Балтики до Каспия, прорубить через новый порт (Порт-Петровск) «российское окно в Азию». Строительство порта началось значительно позже, и было завершено в следующем веке в ноябре 1870 года. За годы своего существования порт Махачкала стал главной базой торгово-промышленного развития Дагестана и центром экономических связей России с Закавказьем, Средней Азией, Ираном и другими восточными странами. Порт Махачкала имеет статус международного и является основным транспортным узлом России на Каспии на маршрутах экспорта нефти и нефтепродуктов из Казахстана, Туркменистана и Ирана. Одновременно транспортный узел Махачкала является уникальным по своим техническим возможностям, к порту подходят железнодорожные линии из России по двум направлениям через Астрахань и Минеральные Воды (Махачкалинское отделение Северо-Кавказской железной дороги). Порт связан железной дорогой с Азербайджаном. Железнодорожные подходы из Мин-Вод и из Баку являются двухпутными, электрифицированными. Порт Махачкала без каких-либо затрат может принять часть транзитного грузопотока международного транспортного коридора «Север-Юг», идущего сегодня через Суэцкий канал. Максимальной обработки нефтепродуктов порт Махачкала достиг в 1982 году, когда здесь было переработано 11,7 млн. тонн грузов. После распада Советского Союза разрушились экономические связи между бывшими республиками Союза, с начала 90-х годов в порту уменьшились грузопотоки. В 1995 году в результате военных действий в Чеченской республике была блокирована железная дорога, связывающая Дагестан с центром страны. Чтобы прорвать транспортную блокаду, Северо-Кавказская железная дорога построила объездную железнодорожную ветку Кизляр - Карлан-ЮРТ, минуя территорию Чечни. Ввод в эксплуатацию железнодорожного соединительного пути сделал возможным перевозку в порт грузов по маршруту Астрахань-Махачкала. В 1998 году в порту Махачкала удалось поднять грузоперевалку нефти до 400 тысяч тонн и генеральных грузов до 60 тысяч тонн. За 1999 год в порту уже было переработано более 1,3 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, 45,6 тыс. тонн сухих грузов. В 2000 году - свыше 1,5 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, при этом каждая тонна нефти принесла России 40 долларов дохода. За год перегружено 123,8 тыс. тонн сухих грузов (прирост составил 271,2% к прошлому году). Начиная с 2001 года грузооборот СКЖД через припортовую станцию Махачкала увеличивался ежегодно в среднем на 200%, давая прирост грузов от 500 тысяч до 2 млн. тонн. По Махачкалинскому отделению магистрали поток импортных грузов идет через Махачкалинский морской торговый порт. За январь-октябрь 2005 года, объем ввезенного импорта составил 144,8 тыс. тонн, или 158,4% к январю- октябрю 2004 года. Порт Махачкала сегодня – это сухогрузная и нефтяная гавань, база технического обслуживания флота, судоремонтный завод, транспортный и служебно-вспомогательный флот. Порт располагает перегрузочными мощностями, которые могут переваливать до 7,0 млн. тонн наливных и 2,0 млн. тонн сухих грузов в год. За последние годы здесь построены пирсы и причалы, железнодорожный паромный комплекс, зерновой терминал мощностью 1 млн. тонн зерна в год, приобретена новая перегрузочная техника. Задача Махачкалинского морского торгового порта на ближайшую перспективу заключается в увеличении мощности нефтеналивного перегрузочного комплекса порта до 10,0 млн. тонн в год и сухогрузного – до 5,0 млн. тонн.
Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1